Архимандрит РАФАИЛ (Карелин)
НАШ КАЛЕНДАРЬ

Вопрос: Почему католическая церковь, а также часть поместных православных церквей празднуют Рождество Христово 25-го декабря, а Грузинская, Русская, Иерусалимская, Сербская церкви и монастыри Афона празднуют Рождество 7-го января?

Ответ: Причиной такого несовпадения являются две календарные системы. Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская поместные церкви, а также Афон остались верны юлианскому календарю, который обыкновенно называют «старым стилем». Другие поместные церкви, принявшие григорианский календарь, оказались в сложном и двойственном положении. Они отмечают неподвижные праздники по григорианскому календарю, а Пасху и связанные с ней праздники, включая Вознесение Господне и День Святой Троицы, а также Великий пост, по старому стилю — юлианскому календарю. Так что в этих церквах на сегодняшний день действует какой-то календарный гибрид, что с точки зрения как литургической, так и канонической, представляет собой ненормальное явление. Мы, православные, празднуем Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю, а так как между церковным - юлианским и гражданским – григорианским календарями образован разрыв в 13 суток, то этот день в таблицах гражданского григорианского календаря совпадает с 7-ым январем (в 1918 г. григорианский календарь был принят в Грузии в качестве гражданского календаря. Юлианский календарь остался как церковный).

Вопрос: Какой календарь более точный?

Ответ: Здесь две различные календарные системы отсчета времени. Юлианский календарь содержит больше космических ориентиров, чем григорианский. Год юлианского календаря представляет собой среднюю величину звездного и солнечного года (звездный год продолжительнее солнечного года приблизительно на 20 минут), а год григорианского календаря почти совпадает с простым солнечным годом. Юлианский календарь обладает непрерывающейся периодичностью и цикличностью. В нем отражены звездный и солнечный факторы, а также фазы луны. Пасхалия имеет строгую повторяемость. Григорианский календарь лишен этих достоинств. Он прямолинеен и упрощен, пасхальный круг, называемый «Великим индиктионом», в нем разрушен.

Во всех поместных церквах народ был против введения нового стиля. Ненужная календарная реформа вызвала не только протест, но послужила причиной разделений и расколов во всех поместных церквах, принявших новый стиль, что привело к сложностям и определенной дестабилизации церковной жизни.

Календарь — это не счетная линейка, а осмысление и упорядочение времени в опред¬ленных периодах и циклах. Существуют различные виды календарей: звездный, солнечный, лунный, планетный, с разной продолжительностью года, а также сложные календари, включающие в себя несколько космических факторов и их гармонизацию. Для литургической жизни Церкви, для пасхалии и богослужебных циклов из всех видов календарей наилучшим является юлианский календарь. Принятие григорианского календаря сопряжено с деформацией устава, что является грехом. Некоторые люди сомневаются, целесообразно ли иметь отдельно гражданский и церковный календари. Надо сказать, что в античной Греции почти каждый город имел свой календарь, чтобы подчеркнуть свою автономию, но это не мешало развитию эллинистической культуры и философии. В Римской Империи существовало несколько календарных систем; кроме того, каждая провинция могла иметь свои собственные местные календари. Это многообразие не препятствовало единству государственного монолита. В большинстве исламских стран сосуществуют наряду с гражданским — солнечным календарем, лунные — культовые календари, и это не вызывает никакого протеста. В Индии, Китае, Японии гражданские документы обычно датируются двумя датами — по григорианскому и местному календарям. В Израиле наряду с григорианским календарем функционирует лунно-солнечный синагогальный календарь, и это считается вполне нормальным.

Почему мы, православные, должны терять свои традиции и показывать неуважение к своему церковному уставу? Нам говорят, что в Европе, перешедшей на новый стиль, новый год не совпадает с Рождественским постом. Но нашим читателям, возможно, неизвестно, что у католиков и протестантов фактически нет поста вообще. Для католиков скоромная пища — это только мясо; при этом для детей, стариков, больных и в местах стихийных бедствий даже эта тень поста отменяется. Что касается протестантства, то там сам человек по желанию может назначить себе пост в любое время, а может и не делать этого.

В великие христианские праздники, имеющие большее значение, чем Новый год (за исключением Рождества и Крещения), если они приходятся на среду и пятницу, пост облегчается, но не отменяется (разрешается рыба). Св. Григорий Богослов писал, что праздники надо почитать молитвой, гостеприимством, милостыней, а не пресыщенным чревом и отрыжкой.

Юлианский календарь, как церковный календарь, каждый год подтверждается знаком особого божественного благоволения. В Великую Субботу, перед Пасхой по юлианскому календарю, в Иерусалимском храме Воскресения Господня происходит чудо: благодатный огонь сходит в Кувуклию — Гроб Господень. При этом чудесном знамении присутствуют не только христиане, но и магометане, иудеи и неверующие люди, и никто не может опровергнуть реальность этого чуда. Так что юлианский календарь озарен небесным благодатным огнем, и Великая Суббота является днем торжества Православия. В настоящее время в России функционируют две календарные системы: юлианский календарь, или старый стиль, сохраненный Церковью, и григорианский календарь, или новый стиль, принятый гражданской властью. Юлианский календарь, созданный по инициативе императора Юлия Цезаря, александрийскими астрономами во главе с Созигеном, был в 46 г. до Р. X. официально принят Римским государством. Александрия того периода стала культурным и религиозным центром огромного эллинистического региона, сосредоточенного вокруг Средиземного моря. В древнем Египте достигли высокого уровня такие науки как математика, астрономия и зодчество. Египет казался сфинксом, хранящим знания и тайны древних народов и племен. Египет посещали в своей молодости Пифагор и Платон в поисках высшей мудрости. В Александрии происходил синтез библейского монотеизма и греческой философии. Царями Египта Птолемеями была собрана самая большая библиотека древнего мира. Александрийские ученые являлись воспитанниками философских школ (которые дали миру Филона), где ветхозаветный монотеизм сочетался с платонизмом, восточный аскетизм с мистикой Египта, а точные науки — с аллегорическим толкованием мифов и чисел. Впоследствии в Александрии была основана первая христианская школа философии (так называемое «катехизаторское училище»).

В 1582 г. в Риме по инициативе папы Григория XIII и под руководством иезуита Клавия Христофа был составлен новый календарь, названный в честь папы — григорианским. Этот календарь вызвал бурную полемику. Ряд выдающихся астрономов и математиков высказались против него. Папа Григорий XIII издал декрет, повелевавший принять новый календарь под угрозой отлучения. Вслед за католическими странами его постепенно принял протестантский мир. В настоящее время он является самой распространенной календарной системой.

Существование двух параллельных календарных времяисчислений вызывает много недоумений и вопросов. К сожалению, дискуссия о календарях с самого начала вошла в ложное русло, а именно: разница между юлианским и григорианским календарями, составляющая в настоящее время 13 суток, рассматривается как отставание юлианского календаря в результате ошибок александрийцев в математических расчетах. Григорианский календарь воспринимается не как новая система отсчета времени, основанная на более упрощенных космических ориентирах, а как уточнение и исправление юлианского календаря. Получается искаженная картина: как будто юлианский календарь с научной точки зрения неточен, и его существование искусственно поддерживается Церковью только потому, что устав и годичный круг богослужения лучше укладываются в рамки юлианского календаря, чем в таблицы нового времяисчисления. Между тем, полностью признавая ценность юлианского календаря, как одну из основ православного литургического пре¬дания, вместе с тем хотим обратить внима¬ние на следующий аспект проблемы.

Календарная система — это отсчет времени, основанный на периодически повторяющихся космических явлениях, которые при¬нимаются как ориентиры времени. Основные из календарных циклов — это сутки, месяц и год. Затруднение состоит в том, что они не совпадают друг с другом. В месяц не укладывается целое (без дробей) число суток; год не содержит неделимого числа месяцев и суток. Поэтому календарь остается всегда искусственной комбинацией и приблизительной системой времяисчисления.

Существуют различные измерения года. Звездный год: мысленный круг Солнца на небесной сфере на 360 градусов, где ориентиром берется какое-либо из отдаленных космических тел. Расположение солнца относительно звезд дает астрономически правильную и математически устойчивую картину года.

Солнечный год: время двукратного пересечения Солнцем точки весеннего равноденствия. Астрономически он менее точен; его математические характеристики непостоянны из-за волчкообразного движения Земли во время вращения ее вокруг своей оси, называемого прецессией, в результате чего точка весеннего равноденствия движется навстречу Солнцу. Поэтому Солнце не проходит за год полного оборота в 360 градусов по небесной сфере; солнечный год усечен — он короче звездного приблизительно на 20 минут. Кроме того, немации (колебательные движения земной оси) влияют на точность исчисления солнечного года. Но этот год связан с климатическими периодами на земле, поэтому он более очевиден и утилитарен.

Существует лунный год, в который входит 12 или 13 лунных месяцев. Лунный год не связан с климатическими периодами. Он короче звездного и солнечного годов.

В Индии существует также год, исчисляемый по планете Юпитер.

Эти года служат основой календарных систем. В науке существуют и другие годовые исчисления: аномалистический год по продолжительности больше звездного: употребляется в небесной (космической) механике; драконический год служит для вычисления затмений Солнца и Луны.
Возникает вопрос, где доказательство, что юлианский календарь звездный, а не солнечный, вернее, звездно-солнечный?
1. Юлианский календарь создали александрийские астрономы, которым была известна не только гелиоцентрическая модель Аристарха Самосатского, но также космоцентрическая теория пифагорейцев, где содержались представления о нематериальном энергетическом центре Вселенной (космическом пламени).

2. Древнеегипетский календарь, - самый точный из всех известных нам календарей того времени, - был звездным (ориентируемым на звезду Сириус).

3. Юлианский календарь по своим математическим характеристикам ближе к звездному, чем к солнечному году.

4. Знаки Зодиака, изображенные на древнеегипетских храмах и гробницах, а также в некоторых христианских храмах, более соответствуют звездному году, т. к. при солнечном календаре происходит их постепенное смещение.

Знаменательно, что юлианский календарь не использует таблицы греческого астронома Гиппарха, жившего в Александрии за много лет до Созигена — автора юлианского календаря. У Гиппарха звездный, солнечный и лунный года были определены с высокой математической точностью. Отклонения: звездного года — 20 секунд, солнечного — 6 минут, лунного — 12 секунд. Календарь Созигена ставит целью гармонизацию звездного и солнечного годов, что блестяще осуществил, с некоторым приближением к звездному году. Созиген сумел добиться ритмичности и цикличности календаря, в котором через 19 лет совпадают фазы Луны с числами месяца, а через 28 лет — дни недели и числа месяца; через каждые три простых года следует високосный год, в котором февраль содержит 29 дней. Ошибка в вычислениях не могла создать непревзойденную гармонию юлианского календаря. По сравнению с юлианским календарем, григорианский календарь не цикличен, а прямолинеен; вернее, его циклы настолько велики, что практически неприменимы.

Календарь является не только фиксацией, но и философским осмыслением времени. Многие древние календари достигали высокого совершенства. Обратимся к поразительному примеру - к календарю народов майя, который превосходит по своей точности григорианский и лунный календари. Жрецы майя умели вычислять солнечный год с такой точностью, что одни лишние сутки накапливались только за пять тысяч лет. Еще с большей точностью они вычисляли лунный месяц, где расхождения с современными астрономическими вычислениями появляются в пятом ряду десятичных дробей. Между тем жреческий год майя состоял из 260 дней и включал в себя 13 месяцев и 20 дней; год начинался с одного и того же месяца и числа. Гражданский год майя был также условен, он включал в себя 360 дней. Время создания календарей майя неизвестно, обычно указываются VII-IX вв. по Р. X., но многие исследователи считают его более архаичным.

Мы можем говорить о юлианском календаре не как о научном антиквариате, а как о гениальной системе времяисчисления, осмысленной и обобщенной в ритмах, периодах и циклах; о календаре, который учитывал главнейшие космические факторы: звезды, солнце, луну, и превращал математические таблицы в ноты космической симфонии.

Что касается григорианского календаря, на который любят ссылаться его сторонники, то в отношении точности он уступает более раннему солнечному календарю Омара Хайяма и лунному календарю арабов, а так-же «универсальному календарю», одобренному «Экономическим советом» при ООН, и некоторым другим современным календарным проектам. Если ориентироваться только на математическую точность солнечного года, забывая о других аспектах времяисчисления, то придется беспрерывно менять календарные системы и деформировать церковный устав в зависимости от находок и уточнений астрономической науки.

Миссия Церкви — освящение не только земли, но и космоса. Поэтому звездные ориентиры юлианского календаря более соответствуют этому предназначению. В философском смысле замена юлианского календаря григорианским означает отказ от космических ритмов времени, т. е. утилитарный подход ко времени. Для Церкви это означает потерю ее традиций. Если из стены здания вынуть камень, то за ним может выпасть другой, и, в конце концов, обрушится вся стена. Церковная архитектура, иконопись, устав и календарь составляют один неделимый монолит литургического предания. Замена юлианского календаря григорианским аналогична замене икон портретами и картинами, архитектуры храма — утилитарными строениями, а поэзии священных гимнов — современной стихотворной ритмикой. Церковь имеет свои духовные ценности, свои мистические учения, которые должна сохранить в неприкосновенности для будущих поколений. Приводим таблицу различных измерений года:

Год Продолжительность
в эфемеридных сутках (1950 г.)
Изменение за 1000 лет
в сутках
звездный 365,256360 +0,11·10-6
тропический
(солнечный)
365,242196 -6,16·10 -6
аномалистический 365,259641 +3,04·10 -6
драконический 346,62047 +32·10 -6
лунный
(в 12 месяцев)
354,3670 -2,4·10 -6
юлианский 365,26  
григорианский
(средн. продолж.)
365,2425  

Вопрос: Если говорить о религиозной значимости календаря, то столкнемся с парадоксальным фактором: оба календаря были составлены римскими верховными жрецами и императорами с той разницей, что Юлий Цезарь исполнял обязанности языческого жреца, а папа Григорий XIII являлся католическим первосвященником. Неужели языческий Рим 1-го столетия до Р. X. был ближе к христианству, чем католический Рим XVI-го столетия?

Ответ: По нашему мнению, эта пробле¬ма настолько важна, что выходит за пределы нашей календарной тематики. Рим времен Цезаря искал Христа как бы в сумерках ночи. Рим давно разочаровался как в античной философии, которая кончилась разъедающим скептицизмом, так и в официальных культах, ставших частью государственного церемониала, а вовсе не душой народа. Люди искали Христа в мистериях и мифах, но не находили Его. Их взоры были обращены к таинственным теургиям Востока, но и там их ждало разочарование. Античное искусство было похоже на бессильный порыв к небу, на Икара со сломанными крыльями. Языческий мир искал Христа и тосковал о Нем. Языческие пророчицы - сивиллы указывали место, где должен родиться Спаситель мира, откуда воссияет свет (для язычников) вселенной — на Иудею. За два века до Цезаря египетский царь Птолемей, названный «друголюбивым», обратился к Иерусалимскому синедриону с просьбой перевести полный кодекс книг Библии с иврита на греческий язык. Семьдесят два переводчика Священного Писания явились как бы ветхозаветными апостолами для языческого мира. Если языческий мир искал Христа, жаждал Его и тосковал о Нем, то Рим эпохи ренессанса тоскует о язычестве, ищет его в алхимии, герметизме, астрологии. Если верить преданиям, то Тиберий хотел внести изображение Христа в Пантеон (храм всех богов). Если верить глазам, то ренессанс заполнил католические храмы изображениями языческих божеств под псевдонимами Христа и святых.

Римский император Цезарь принимает жезл верховного жреца, словно ищет опоры в неведомом ему Боге. А верховный священник Рима, объявивший себя наместником Христа, надевает корону императора и берет в руку меч Цезаря, чтобы утвердить свою власть на земле. Эпоха Возрождения, предшествующая календарной реформе, знаменовала собою новое мировосприятие, новую мораль, опрокинувшую всю прежнюю шкалу ценностей. Человек с его страстями, гордыней и неукротимой жаждой власти, был поставлен на место божества. «Эта эпоха родила титанов», - с восхищением писали Маркс и Энгельс. Надо добавить, что ренессанс был бунтом титанов-богоборцев, которые задались целью разрушить вековые традиции и обычаи своих отцов, - то, что еще осталось от христианства, и уничтожить в сердцах людей благоговение к святыне как позорное чувство рабов. Эта борьба велась с дьявольской хитростью и поразительной настойчивостью. Теоцентризм средневековья сменился изысканным эстетизмом. В Ренессансе были опоэтизированы человеческие страсти и обожествлены человеческие чувства. Грех и тление предстали в золотых одеяниях. Ренессанс как бы снял проклятие с греха, кистью своих великих художников он покрыл, как театральным гримом, безобразное лицо порока. Ренессанс, по своему духу, — это «мистика страстей и магия греха». Метафизическое безумие уже не ужасает, а очаровывает сердце. Не средневековье, а ренессанс создал Фауста с его мечтой остановить мгновенье и забыть о вечности. Искусство ренессанса оказалось профанацией, даже в сравнении с античным искусством. Здесь пневмология предшествующих веков заменена психологией, а религиозное вдохновение — лирикой. Натурализм ренессанса уничтожил глубокую символику средневековья. Он расщепил символ на мимический портрет и аллегорию. Разумеется, эта эпоха не однородна: мы найдем также высокие произведения искусства, но они не многочисленны; не их создал ренессанс, а они появились вопреки ему, как свет далеких звезд.

Искусство ренессанса, небеса его титанов — это общая баня обнаженных тел. Отголоски этого карнавала вскоре отозвались, как эхо, ударами молотов, которыми протестанты разбивали алтари храмов и двери монастырей. Ренессанс обожествил человека, сделал эталоном красоты человеческое тело. Но этот труп, не имевший в себе жизни, был обречен.

Панэстетизм сменился рационализмом и скептицизмом нового времени. Реформация и контрреформация, одна — во имя свободы, другая — во имя единства, боролись друг с другом вполне земными средствами. Почва для нового календаря была подготовлена. Мир и время виделись в ракурсе практицизма и технологизма. Рассуждения о библейских ориентирах и гармонических циклах календаря могли вызвать у отцов-иезуитов только улыбку, как дискуссия о том, как надо кормить трех слонов, на которых стоит земля.

Вопрос: Если древний мир и средневековье видели в материальных образах и исторических событиях систему символов, как бы тени вечности, духовного и невидимого, то какой символический смысл заключают в себе библейские ориентиры календаря, что знаменует собой солнце, луна и звезды?

Ответ: Солнце — это образ жизни вселенной и радость бытия, оно символизирует творческую силу Божества, которая создала мир, хранит и оживотворяет его. Луна - это поэзия космоса, образ его мистической, вечно таинственной глубины, это чувство гармонии мироздания. Луна — это символ высшей красоты как аспекта Божества. Звездное небо — это образ мудрости, размышления над загадкой бытия, где время как бы включено в вечность. Звездные пространства, беспредельные для нашего взора, раскрываются как пролог в мир бесконечного. Небо - символ божественного величия. Здесь таинственно отражены свойства Божества. Мы познаем Его силу и могущество через радость бытия, красоту - через мистическую любовь к Нему, мудрость - через благоговение перед Творцом вселенной.

Григорианский календарь оставил только один ориентир - солнце - символ могущества; другие символы - красоты и мудрости, были выброшены за борт корабля. Человеку нового времени они оказались ненужными, и в этом мы видим зловещее знамение.

Вопрос: Каким образом ветхозаветный хр¬мовый календарь свидетельствует о преимуществе юлианского календаря над григорианским?

Ответ: Ветхозаветный календарь, называемый в настоящее время иудейским, как и юлианский календарь, является сложным согласованием солнечного и звездного годов и лунного месяца. Его средняя годовая величина близка к юлианскому году (разница составляет 4мин). Оба календаря учитывают библейские ориентиры времени, с той разницей, что юлианский календарь несколько ближе к звездному году, а иудейский — солнечному. Новозаветная Церковь является преемницей ветхозаветного храма, поэтому юлианский календарь относится к такому же типу времяисчислений, как и ветхозаветный, хотя иудейский календарь по своей структуре и вычислениям намного сложнее.

Вопрос: Есть мнение, что иудейский календарь был заимствован у вавилонян в период так называемого вавилонского плена, а во времена судей и пророков у иудеев существовала другая календарная система. Затем в V веке по Р. X. этот календарь подвергся реформе и стал синагогальным.

Ответ: Ветхозаветный календарь был сакральным храмовым календарем, по которому вычислялась дата Пасхи и других праздников. Переменить календарь — это значило изменить весь годовой круг богослужения, что в сознании библейской общины, как хранительницы ветхозаветного монотеизма, являлось бы бунтом против Иеговы. К тому же вавилонский календарь был культовым календарем язычников, а идолопоклонство вызывало у израильтян ненависть и отвращение. Что же касается реформы, проведенной в период V века, то ее целью было уточнить дату новолуния, в результате чего даты новолуний иудейского календаря передвинулись на сутки. Близость средних годовых величин двух календарей дает возможность сохранять хронологическую последовательность между ветхозаветной и новозаветной Пасхой (тем самым исполняется правило первого Вселенского Собора о пасхалии). При григорианском календаре соответствие между ветхозаветным и новозаветным календарями разрушается: праздник новозаветной Пасхи в некоторые годы совпадает с иудейской пасхой и даже опережает ее.

Вопрос: Нам говорят, что григорианский календарь зависел от развития астрономичес¬кой науки, центром которого в то время был Рим. Правильно это или нет?

Ответ: Во-первых, мы указывали, что солнечный год в календаре Омара Хайяма, относящемся к одиннадцатому веку, более точен, чем год григорианского календаря. Ученые воссоздали систему вставочных суток кумранского календаря, и оказалось, что в 45-летнем цикле средняя продолжительность года солнечного календаря ессеев почти совпадает с григорианским годом. Предполагают, что такой же календарь был в общине терапевтов — синайских пустынников. Есть мнение, что этот календарь один из самых архаичных календарей Палестины.

Величинами солнечного года, почти тождественными григорианскому календарю, пользовался китайский календарь XIII в. до н. э., называемый «Шоу-Аи».

Папа Григорий XIII заявил, что цель нового календаря остановить точку равноденствия и время полнолуния. Однако новый календарь не мог справиться с этой задачей. В период четырехсот лет дата полнолуния колеблется между 19—21 мартом в числах григорианского календаря, а по отношению к небесной сфере точка весеннего равноденствия передвигается за 72 года на один градус, т. е. приблизительно за 26000 лет сделает полный круг. Кроме того, григорианский календарь имеет неодинаковое число дней в столетии. Метонов цикл действует только в пределах одного века и т. д. Григорианский календарь был воспринят его современниками не как достижение науки, а как волюнтаризм папского престола. Против календаря выступили почти все университеты Европы, а особенно решительно и категорично — Парижский и Венский университеты. Декларативное обещание – привязать к числу точку весеннего равноденствия – было воспринято современниками, как притязание папы «повелевать звездами». В ряде стран возникли народные волнения, называемые «календарными бунтами», которые были подавлены военной силой. Папа ответил анафемой противникам календарной реформы. Когда римский первосвященник угрожает проклятием и отлучением, то вряд ли можно говорить о свободной науке.

Что же касается протестантского мира, то рационализм и утилитаризм григорианского календаря, его внебиблейская направленность, то, что мы считаем недостатками, послужило главной причиной его распространения в протестантских регионах Европы, повернувшейся от идеализма к скептицизму и материализму.

http://karelin-r.ru
"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru