О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЗАБЫТЫЕ ПИСЬМЕНА
(роль русского дворянства в возрождении исторической памяти и духовности)

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь письмена
(И.А. Бунин. Слово)


Строительство комплекса зверинецкого монастыря

В тиши киевского Зверинецкого монастыря особо ощущаешь, как нам помогает пережить нынешнее время смуты и глобальных социально-экономических потрясений и экологических катаклизмов сохранение памяти и возрождение духовности, православия, национально-культурных традиций славян.

Из глубины веков нам несут память о великих подвигах предков и нашей великой истории и культуре, крепости духа забытые имена… Они соединяют воедино прошлое и современность, братские народы, скрепленные общностью истории и культуры, открывая перспективу будущего.

Возрождая храмы и православные братства, мы стремимся сегодня не просто восстанавливать связь времен и утрачиваемых традиций, а и передать важное духовное и культурное наследие, крепость духа предков – важнейшее звено преемственности, связи поколений.

Неописуемые переживания коснулись моей души и сердца во время празднования в этом году в Храме Дня Всех Преподобных Зверинецких в Киеве, где ощущается сама крепость духа православных и где неподалеку, возможно, сокрыта легендарная библиотека Ярослава Мудрого.

В открытии для нас тайн, великой истории возрождении киевских Зверинецких пещер неоценима роль и энергия русского дворянства, в частности, Князя Владимира Жевахова, в монашестве – Епископа Иоасафа.

Благодаря В. Жевахову участок над монастырем был взят в аренду, а на его средства производились археологические раскопки. Вскоре при пещерах был основан Зверенецкий скит, а в 1912 году князь основал фонд, который позволил собрать средства и начать строительство надпещерного храма.

Князь оказал неоценимую помощь в деле строительству и обустройству Храма Рождества Божией Матери при Зверинецких пещерах, разрушенного впоследствии безбожным режимом.

Вместе с тем, история монастыря раскрывает нам великую историю нашего народа. Как-то молясь рядом со входом в пещерный Храм Св. Михаила, заметил на стене очертания старославянских букв, а позднее разобрал сохранившуюся надпись, датированную 11 веком, над местом захоронения одного из насельников - Климента.


Моложежь у иконы Божьей Матери в храме Зверинецкого монастыря
Фото автора.

Надписи над усыпальницей гласят: «Климент игумен Звериньськи», «Помяни Господи душу раба своего Климента игумена».

Без прочтения таких надписей история Михайловского монастыря и Зверинецких пещер оставались бы для нас совершенно нераскрытыми. Вместе с тем, по свидетельству хроник и известных исследователей, Зверинецкие пещеры являются одними из наиболее древних для посещения пещерами города Киева, которые однако оставались засыпанные землей в неизвестности в течении девяти столетий.

Существует несколько версий многослойной истории возникновения и развития Зверинецких пещер, различные участки которых могут вполне соотноситься с разными эпохами.

Известный исследователь Зверинецких пещер Иван Михайлович Каманин предполагал даже, что они возникли ранее Киево-Печерских: Зверинецкие пещеры дали начало Выдубицкому монастырю, Храм Св. Михаила был заложен вблизи Зверинецкого пещерного монастыря в 1070 году, в то время как, к строительству Успенского Собора Печерского монастыря приступили лишь в 1073 году.

Обнаруженные граффити раскрывают не только историю некогда забытого Зверинецкого монастыря и братии, которая уходит в глубь веков, а и значимые исторические события того времени.

Исследователи не обнаружили в Киеве подобных пещер в столь сравнительно малоповрежденном виде, хотя мощи погребенных преподобных были неоднократно потревожены.

Надписи над жертвенником в алтаре и над некоторыми погребениями свидетельствуют о том, что во время пребывания монастыря Св. Михаила в пещерах, примерно, между 988-1088 гг. в нем сменяли друг друга как минимум, семь игуменов, имена которых начертаны над жертвенником храма, что подтверждается также отдельными другими историческими летописями: Леонтий (видимо, основатель обители, впоследствии – епископ Ростовский), Маркиан, Михаил (впоследствии Епископ Юриевский), (Софр)оний, Мина (впоследствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь. В начале Алтарной улицы пещерного монастыря подписана локула с погребением преподобного Андроника Печерника, а в конце улицы - Федора Калеки.

Святитель Леонтий, согласно одной из версий, стал впоследствии епископом Ростовским, упрочая связи православной Руси, столь важные и актуальные ныне.

Из проведенного сравнительного анализа изображений и размеров букв, сохранившихся в Зверинецких пещерах, с орфографией и размерами букв основых дошедших до нас древних памятников церковнославянского языка и письменности, мы, подобно известному исследователю И. Каманину, приходим с предположению о том, что, что некоторые надписи Зверинецких пещер могут относиться к 11 веку. Подтверждением этому могут стать дальнейшие раскопки пещерных ходов и научные исследования.

Древний характер монастыря подтверждается также надписями на монашеских поясах, обнаруженных в начале 20 века при раскопках келий пещер. В этих кельях в посте и молитве несли свой подвижнический подвиг зверинецкие монахи. Зверинецкие пещеры оставались в неизвестности до открытия их в 1862 году, а затем – в 1911, когда пещеры были повторно открыты и изучены известными археологами А. Д. Эртелем и С.П. Велминым, благодаря стараниям и заботам Епископа Иоасафа (в мру князя Владимира Давидовича Живахова).

Так, граффити и штемпеля с изображениями праздников на обнаруженных поясах монахов, свидетельствуют и о вероятном наличии школы письма и переписчиков.

Сравнивая начертания букв и слов с буквами и письменами Остромирового Евангелия, следует отметить их определенное сходство, хотя и весьма различное расстояние между строками (для зверинецких письмен характерны крупные буквы, с уклоном в разные стороны).

Надписи на найденных поясах схожи с греческими, что изображены в киевском Софийском Соборе и Киево-Михайловском монастыре.

Простота, характерная для зверинецких надписей, является характерной для греческих рукописей 10-11 веков, в то время, как для более поздних памятников письменности является характерными сплетения и вычурность.

В то время как, высеченные на поясах штемпелем надписи скорее всего иллюстрируют более развитое письмо 12-13 вв., рисунок сплетений в заставках похожий со сплетениями крестов монахов Зверинецких пещер, встречается лишь в греческих рукописях 10-11 вв.

В Зверинецких пещерах было идентифицировано до 98 погребений в 48 погребальных нишах и до 25 тел по всем ходам. Исследование мощей мучеников Зверинецких на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института в 1993 году подтвердили древность указанных погребений: кости датированы 11-12 веками.

Забвение Зверинецкого пещерного монастыря связывают с разорением Киева половцами в 1096-1097 годах или монгольской ордой в 1240 году. Монахи и иной люд искали спасения в пещерах, где и были засыпаны нашественниками, которые не имели возможности ворваться внутрь пещерного храма. В связи с изложенным, Зверенецкие пещеры утратили значение важного центра религиозной жизни и стали местом захоронений.

Сбылась мечта князя Владимира Жевахова и православных киевлян, 21 век даровал нам в 2009 году открытие в Киеве Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, дочернего близлежащему киевскому Свято-Троицкому Ионинскому монастырю. Наместником монастыря является Архимандрит Кассиан.

Слава и заслуги братии в деле распространения христианства и просвещения восточных славян успешно возрождаются и приумножаются ныне братией монастыря, вопреки тяжелым ударам судьбы, постигшим Зверинецкую обитель – нашествия половцев, монголо-татар, воинствующий атеизм 20 века и вандализм нуворишей 21 века.

После октябрьского переворота Князь Жевахов был преследован безбожной властью и неоднократно арестовывался. После монашеского пострижения и правдивого обличения беззакония властей уже епископ Иоасаф подвергся аресту и заключению в Соловецкий лагерь. Затем ему вновь удается вернуться ненадолго к пастве и его вновь арестовывают. В застенках НКВД был приговорен к расстрелу. Был расстрелян большевиками 4 декабря 1937 года, но гонения не сломили высоты его духа.

С 1922 года Надпещерный храм Зверинецкого скита был освящен в честь этой иконы Божией Матери. После разрушения монастыря в 1934 году практически все храмовые святыни и находки из пещер считались безвозвратно утраченными.

По Промыслу Божию, благодаря стараниям братии, в 2009 году над Зверинецкими пещерами воздвигнут Храм В честь Всех Преподобных Зверинецких, а в нескольких метрах от него воздвигается Храм В честь Рождества Божьей Матери и келейный корпус. В Пещерном Храме В честь Архангела Михаила и в Храме В Честь Всех Преподобных Зверинецких проводятся богослужения.

1 апреля 2010 года, в канун Страстной Пятницы, в Свято-Архангело-Михайловский монастырь была торжественно перенесена икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", которая некогда была написана и подарена князем Владимиром Жеваховым Киево-Зверинецкому скиту.

Сохраняя память и восстанавливая Храмы и наши традиции, монахи способствуют восстановлению преемственности поколений и возрождению духовности и наших традиций на фоне очередного массового насаждения бездуховности и попыток масонов перекодифицировать наши славянские национально-культурные и моральные ценности, корни которых уходят в глубину веков.

Важную роль в усилении нашей идентичности и консолидации нашего общества играют монахи, свято хранящие и приумножающие традиции предков и просвещающие молодежь.

Пребывая в храмах Зверинецкого комплекса, ощущаешь неповторимую атмосферу душевного покоя и необычных (со)переживаний, ощущение ценности духовной твердыни, триумфа духа над плотью, столь старательно хранимые и передаваемые сегодня насельниками возрождаемого Зверинецкого монастыря, которые свято чтут память о наших великих предках, память и подвиг Епископа Иоасафа (Князя Жевахова) (1874-1937).

В. Матвеев

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  22.06.2010

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru